Тщательный анализ конфликта - первый шаг к его разрешению

Tips on conflict analysis

Если конфликт на рабочем месте угрожает безопасности или чреват нарушением закона, немедленно устраните его. В иных случаях возьмите время для анализа и сформируйте полную картину, чтобы понять, когда нужно вмешаться.

Что известно

Переговорив по отдельности с основными участниками и теми, кого конфликт затронул, можно получить ясную картину происходящего. Возможно, окажется, что все действовали из лучших побуждений, но недостаток общения не дал участникам понять друг друга и миновать проблему.
Нужно точно понимать последовательность событий. Для разных людей конфликт может начаться в разное время. У его участников может быть разная реакция на одни и те же события. Зная основных участников, время созревания конфликта и тех, кто должен участвовать в поиске решений, оцените результаты своих наблюдений за рабочей обстановкой. Что-то из замеченного может не попасть в список. Обратите внимание на эти важные вещи:

• Реакция окружающих на взаимодействие участников конфликта.
• Противоречия в рассказах этих участников.
• Невербальные знаки (закатывание глаз, избегание взгляда, отказ от общения и просто напряженная атмосфера).
• Явное или скрытое разочарование у окружающих.
• Сопротивление в отношении коллективной работы.

Не удивляйтесь, почувствовав в этот момент возможность быстро решить проблему. Нужно просто собрать всех вместе и объявить свое решение. Проблемы нет, и можно идти дальше. Стоп! Принявший такое решение:

• станет отвечать и за разрешение всех конфликтов в будущем,
• потеряет возможность показать работникам, помощникам или коллегам, как можно предупредить возникновение таких проблем,
• не даст им понять, с чего начался конфликт, и избежать такой ситуации в будущем.

Лучше используйте эти советы с учетом своей ситуации:

• Зная, что оба участника видят проблему и хотят ее решить, дайте им попробовать устранить конфликт самостоятельно. Позже можно и вмешаться при необходимости.
• Зная, что один участник конфликта признает наличие проблемы, а другой нет, помогите второму выйти на разговор с первым. Возможно, они сами найдут решение, но может потребоваться и вмешательство.
• Зная, что никто не признает наличие проблемы, разрешите эту ситуацию с учетом влияния конфликта на остальных и на результаты работы коллектива. Если такое влияние мало, можно подождать. Если оно доставляет беспокойство, организуйте встречу участников конфликта или всего коллектива.
• Зная, что в конфликт вовлечены все, используйте методики разрешения групповых конфликтов.

Последующее обсуждение

Если конфликт не касается всего коллектива, дайте его участникам немного времени, чтобы разобраться с ним самим. Даже узнав, что кто-то не обращает на конфликт внимания, факт начала его обсуждения подтолкнет его участников к поиску решений. Дайте им время для общения, а затем поговорите с ними по отдельности, спросив, в том числе, следующее:
• Что изменилось с момента последней встречи?
• Заметно ли улучшение ситуации?
• Что было сделано?
• Что нужно для продолжения положительного развития?
• Есть ли желание встретиться с другим участником при необходимости?

Люди

Понимайте, что движет вашими работниками и коллегами, и мотивируйте их действия.

Подробнее

Интересные статьи по теме